Являясь должниками, подчас, не одного, а целого круга банков, люди попадают под давление не только сотрудников банка, но и коллекторов. Их деятельность до последнего момента являлась полулегальной. Попранные права, тайна частной жизни и положений закона о персональных данных вынудили принять закон, регламентирующий деятельность в сфере сбора просроченных задолженностей.
Говорить, что это именно закон о коллекторах, не приходится. Он носит название закона о потребительском займе, статьями которого определяются права коллекторов, их обязанности и частично ответственность.
К несчастью заемщиков особой суровости к их врагам закон не проявляет, но ряд ограничений устанавливает.
Связаны они в первую очередь с вещами очевидными:
- Ограничения по времени звонков;
- Вежливость в ходе беседы;
- Посещения на дому в рабочее время;
- Отсутствие права распространения информации о долгах третьим лицам.
О характере разговора и методах давления на должников в законопроекте никак не упоминается. В вопросах ответственности закон ссылается на статьи уголовного и иных кодексов. Кроме того, статьи закона распространяются на финансовые взаимоотношения, имеющие место только после 1 июля прошлого года. Договора о кредитовании, до этой даты заключенные, под закон не попадают.
Таким образом, говорить защита граждан-должников в рамках этого закона во многом эфемерна. Людям по-прежнему приходится искать защиты у адвокатов, сотрудников финансовой защиты или обходиться собственными знаниями и силами.