Получить бесплатную консультацию
   

Интересным практическим моментом, позволяющим участникам процессов банкротств не допустить неожиданных казусов, чреватых материальными потерями разного рода, является предусмотренная законом обязанность финансового управляющего отчитываться перед различными участниками процесса. К сожалению, в законе не очень четко прописаны некоторые моменты предоставления такой отчетности, не очень понятно, в какой форме они должны передаваться и каким образом должна подтверждаться их передача. Но все исправимо. 

О финуправляющем замолвите слово


Основополагающей фигурой при установлении или предотвращении банкротства физлиц (как обычных людей, так и субъектов предпринимательской деятельности) является финансовый управляющий. Деятельность финансового управляющего регулируется не только нормами главы 10 закона РФ о несостоятельности (банкротстве), субсидиарно применяются иные нормы указанного закона.


Финансовый управляющий вступает в дело сразу же по вступлении в силу определения суда, признающего обоснованным инициирование процедуры банкротства гражданина и утвердившего кандидатуру управляющего. В большинстве случаев такое определение «дает зеленый свет» началу процедуры реструктуризации имеющихся задолженностей гражданина, но вполне допустим вариант, когда суд, исследовав обстоятельства дела, сочтет необходимым сразу объявить несостоятельного гражданина-должника банкротом и приступить к реализации имущества (такая возможность предусмотрена п.8 ст.213.6 закона). Деятельность финансового управляющего носит возмездный характер.


А может ли управляющий быть неопытным или недобросовестным?


Важно понимать, что именно от деятельности финансового управляющего зависит исход процедуры: будут ли выявлены все источники доходов гражданина-должника, удастся ли обратить взыскание на все фактически принадлежащее должнику имущество. Часть имущества может просто «уйти» в преддверии банкротства гражданина по недействительным сделкам, которые, тем не менее, можно оспорить, о части имущества должник может просто не уведомить суд и участников процедуры банкротства.


Финансовым управляющим назначается отнюдь не любое лицо, кандидат должен соответствовать нижеуказанным требованиям:

  • Являться гражданином Российской Федерации;
  • Быть членом саморегулируемой организации (СРО) финансовых управляющих.


СРО в свою очередь в обязательном порядке устанавливают довольно высокие требования, которым должны соответствовать их члены: наличие высшего образования, опыт руководящей работы, прохождение квалификационного экзамена, отсутствие компрометирующих фактов, таких как исключение из других СРО, привлечение в прошлом к ответственности, ставящей под вопрос компетентность и репутацию специалиста.
Законодательно запрещено назначать финансовым управляющим гражданина:

  • который может рассматриваться как заинтересованное лицо, связанное с другими участниками (о критериях, позволяющих отнести кандидата к заинтересованным лицам, подробно написано в статье 19 закона о несостоятельности);

  • в отношении добросовестности которого есть обоснованные сомнения (ввиду наличия подтвержденной в судебном процессе задолженности из-за убытков, причиненных ненадлежащим качеством исполнения обязанностей в ходе иных банкротств; ввиду имеющейся процедуры по признанию банкротом самого управляющего; если кандидат менее года назад был отстранен от участия в другом банкротном процессе

Как нам поступить с плохим финансовым управляющим?

Указанные требования так или иначе гарантируют добросовестность управляющего, ведь в случае выявления указанных обстоятельств (даже если они появились уже после назначения) суд может отстранить финансового управляющего по ходатайству иных участников процесса. Также существует возможность отстранения финансового управляющего от исполнения обязанностей решением суда, если он халатно относится к своим обязанностям и из-за подобного его поведения:

  • имели место нарушения прав и (или) законных интересов участников процесса (например, своевременно не предприняты меры по признанию подозрительной сделки гражданина недействительной; заведомо неправильно оценено имущество гражданина, подлежащее включению в конкурсную массу; при реструктуризации долгов управляющий дал согласие на совершение должником сделки, явно противоречащей интересам конкурсных кредиторов);
  • у участников процесса возникли или могли возникнуть убытки.


Важно понимать, что для практического осуществления возможности своевременно убрать из процесса нерадивого, некомпетентного или недобросовестного управляющего (а также для обоснования возможного требования возмещения им убытков) необходим механизм контроля, позволяющий участникам процесса:

  • Своевременно узнать об имеющихся проблемах;
  • Получить доказательства ненадлежащего качества выполнения управляющим его обязанностей.

Немного об отчетности финансового управляющего

Как уже было сказано, от качественной и добросовестной работы финансового управляющего слишком многое зависит, по такой причине необходимо рассмотреть механизм контроля над его деятельностью и возможные «рычаги воздействия» на него в ситуациях, когда есть обоснованные сомнения в его компетентности и добросовестности.
Существенной частью механизма контроля над деятельностью финансового управляющего является отчетность. Существует настоятельная необходимость внести ясность в существующие требования к форме оной, периодичности ее составления и предоставления для ознакомления адресатам (при этом есть еще вопросы к форме предоставления, за исключением отчетов, публикуемых в федеральном реестре банкротств и предоставляемых в судебные инстанции).

Виды отчетов финансового управляющего

В законе есть упоминания нескольких видов отчетов, которые обязан составлять финансовый управляющий:

  1. Финальные отчеты о результатах завершенной процедуры (соответственно реструктуризации задолженностей или реализации имущества), которые обязательно публикуются в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, открытом общедоступном источнике;
  2. Отчет о деятельности финансового управляющего, представляемый им на первом после введения процедуры реструктуризации долгов собрании кредиторов и предоставляемый в суд перед принятием им решения (в форме определения), утверждающего план реструктуризации выявленных задолженностей гражданина;
  3. Отчет о результатах исполнения должником плана реструктуризации долгов, который направляется и участникам процесса и в суд вместе с документальными подтверждениями имевших место погашений задолженностей (Отчет направляется в оригинале, подтверждения - в виде заверенных арбитражным управляющим копий).
  4. Отчет о результатах реализации имущества должника. Представляется в суд. По итогам рассмотрения документа (с приложениями) выносится определение суда, подтверждающее завершение процесса продажи имущества (или свидетельствующее о невозможности сбыть имущество по каким-либо причинам). Утверждение документа завершает расчеты гражданина с кредиторами.
  5. Заключения управляющего о ходе реструктуризации долгов, которые он готовит по итогам ознакомления с отчетами должника о выполнении утвержденного плана реструктуризации.


С отчетами, указанными в первом пункте, любой желающий может без затруднений ознакомиться в сети «интернет».
Также предусмотрена обязанность управляющего составлять и передавать конкурсным кредиторам гражданина текущие отчеты финансового управляющего. При этом формулировка в законе весьма обтекаемая не только касаемо сроков («не реже чем один раз в квартал», но собрание кредиторов вправе изменить сроки), но и касаемо формы документов, а также порядка передачи их адресатам. Если передается такой значимый документ, желательно исключить ситуацию, при которой стороны потом будут ломать копья и выяснять (при самом худшем раскладе – в суде), считается ли переданным документ, направленный по факсу или обычный файл, пришедший по электронной почте.


Самый удобный вариант, если на уровне СРО, членом которой является управляющий, существует обязательный для участников документ, в котором содержится конкретика по затронутым вопросам. Если такой документ отсутствует, закон не запрещает собранию кредиторов своим решением согласовать:

  • периодичность предоставления финансовым управляющим текущих отчетов;
  • в какой форме эти документы составляются (варианты: электронная, с заверением электронной же подписью или в обычной письменной);
  • каким образом документы передаются заинтересованным лицам.

Важный момент: при передаче отчетов финансового управляющего стоит руководствоваться правилами обмена юридически значимыми сообщениями, закрепленными гражданским законодательством.


Еще немного о том, зачем нужны отчеты финансового управляющего


Законом не предусмотрена необходимость утверждения каких-либо отчетов финансового управляющего собранием кредиторов. Некоторые из них подлежат обязательному предоставлению в суд, их содержание в обязательном порядке принимается в расчет судом, который принимает решения о дальнейшем развитии процедуры. Так как членам собрания кредиторов такие отчеты предоставляются заблаговременно, не составляет затруднений использовать их при составлении и обосновании ходатайств, которые (будучи своевременно переданными и правильно составленными) тоже будут учтены судом.

Что касается «текущих отчетов», то при грамотном подходе они могут оказаться очень удобным инструментом для своевременного получения информации, необходимой кредиторам для принятия различных важных решений «пока не поздно» (в том числе касаемо добросовестности и компетентности управляющего).